Когда я начала работать пастелью, то сразу поняла, что для моей техники (животные, реализм), это гиблое дело - делать рисунок сразу на пастельной бумаге. От исправлений остаются следы (а у меня часто фоном шла сама бумага) и портится фактура бумаги. Тогда не было никаких ресурсов с информацией по этому поводу, поэтому я просто взяла сразу копирку и начала переносить рисунок, сделанный на обычной бумаге, на пастельную. Этот способ я использую уже более 10 лет. Никаких проблем с тем, что копирка просвечивает, не перекрывается, я не испытываю. У меня, как видите, ни на одной работе ее не видно. Конечно, если я рисую что-то простое, то в ход идет пастельный карандаш и рисую сразу "на живую". Каково же было мое удивление, когда в интернете я потом начала встречать способ перевода с помощью бумаги, закрашеной с одной стороны пастелью. Вот серьезно, кто-то из вас так делает?