Бумага для пастели
Цвет бумаги
Цвет бумаги это очень важно! У пастелиста это просто необходимый навык - подбирать его с точностью снайпера. Я говорю об этом на каждом уроке и всегда объясняю, почему в данном случае нужен именно этот, а не другой.
Ниже в карусели я разместила палитру оттенков всех видов бумаг, которыми пользуюсь, а галочкой отметила цвета, которые просто обязаны быть всегда у меня под рукой. Конечно, бывают ситуации, когда я беру иные, более интересные оттенки, но это частные случаи. Как основа - именно эти цвета. Есть какие-то оттенки, которые я категорически не использую. Это оттенки "вырви глаз" и совсем светлые Canson. Но опять же, это у меня так, многие успешно из используют в более декоративных работах. Но цвет и там должен играть свою роль! Поэтому используем вдумчиво :) Надеюсь, моя подборка будет вам полезна :)

Чтобы вам было удобно, я подготовила небольшие чек-листы, с помощью которых вы сможете сориентироваться прямо в магазине и подобрать нужную вам бумагу по цвету, фирме и планируемому сюжету работы.
Фирмы-производители


Canson mi-teinte
s - самая замечательная из бумаг с мелкодисперсным (гладким) слоем. Fabriano слишком скользкая, Lana слишком фактурная, а я пишу на гладкой стороне. Качество бумаги отличается в зависимости от цвета. Я не советую брать совсем светлые оттенки, белый. Я работала на ней очень много лет (преимущественно на натуральных оттенках), пока не появились остальные бумаги. Все работы первых 7 лет пастельной техники - на ней. Она понятная, она доступная. Не водостойкая, так как не плотная (если хочется акварельного подмалевка).

Canson mi-teintes touch. Разница в одно слово, но она глобальная! Эта бумага с фактурным напылением. Моя любимая бумага для пейзажа. Для анималистики не годится. Для остального - надо пробовать и смотреть, как ваша техника с ней вяжется.
Цвета отличные, натуральные. Мои любимые - табак, темно-серый, фланель (другой серый не берите, хуже по качеству), черный. Водостойкая, если работать аккуратно. Чуть-чуть можно.

Pastelmat. Идеальная бумага для тонкого гиперреализма. Работать экспрессивно на ней могут только опытные художники. Я не советую брать цвета "Лютик" и "Кукуруза", они ужасны, искажают цвета пастели, работать сложно. Остальные цвета отличные. Мои личные хиты - песочный, коричневый и темно-серый. Самые универсальные! Водостойкая, но не перебарщивайте.

Sennelier pastel card. Эта бумага песочная с напылением песочка из пробки, не водостойкая. Не дай бог капнуть. Люблю для всего, кроме очень тонкой работы с мельчайшими деталями. Это не для нее.
Цвета все отличные, у меня все используются, кроме 001, 005, 006, 010.

Одно из главных умений пастелиста - грамотно выбрать тип и цвет бумаги!

Я пришла к этой четверке путем многолетней практики и сейчас даже не знаю, чего ещё желать. Ну разве что водостойкой Sennelier.
Эти бумаги + грунты = безграничные возможности для пастелиста-реалиста. Остальное - дело техники, и конечно, пастели :)
Где купить - Google. Кроме Canson mi-teintes я все беру на kreativ.de через посредника. Но там имеет смысл брать килограмм по 10 :)

Uart. Эта бумага американского производства, бывает в двух цветах, черная (вернее он недочерный, сероватый) и светло-бежевая. Бумага - аналог наждачки, только для рисования, имеет вариации с разным зерном, в зависимости от его фактуры, собственно, как и наждачка. Я рисовала на ней 4-5 работ и после этого стала использовать как заточку для карандашей. Потому что не зашла. Для реализма берется зерно 600-800. Именно на таком зерне рисуют гипперреализм американцы. Но какая это мука, скажу я вам, товарищи! Не смотря на фактуру, бумага все таки достаточно скользкая, быстро забивается, пастель к ней плохо "прилипает", зерно слишком мелкое для этого, но крупное для идеально тонких волосков. Да, результат может получился ничего, но какой ценой... Не знаю, я бы на месте американцев так бы не убивалась ради патриотизма и брала бы старый добрый Pastelmat:) Вот для чего эта бумага создана, так для смешанных техник, экспрессивного стиля работы, акварельных подмалевков, но на более крупном зерне. Там она проявляет себя. У меня до сих пор лежат более грубые варианты и черный даже валяется, но рука к ним просто не тянется, даже для рисования пейзажа.
В поиске "своих" материалов такие проколы неизбежны. Так же мне абсолютно не зашла pastel premier. Ну прям совсем никак.

Но не смотря ни на что, я призываю пробовать. Это невероятное чувство, когда ты нашел материалы, полностью отвечающие твоим запросам и технике, которые готовы помочь реализовать любую задумку. В прошлом году, когда я помимо всего прочего, открыла для себя грунты, то почувствовала, что возможности пастели просто безграничны. Ищите до тех пор, пока не почувствуете, что ограничения если есть, то только в Вас самих. А материалы должны исключительно помогать и не сдерживать творческий порыв!
Made on
Tilda